Везделет: как создается первый беспилотный конвертоплан с умным крылом
В начале января 2023 года стало известно о разработке компанией “Майнд” первого российского беспилотного конвертоплана с умным крылом. О том, над чем сегодня работают инженеры и как развивается проект, — в нашем материале.
Что есть что
Конвертопланы — это особый класс авиационной техники, представляющей собой гибрид беспилотного самолета и вертолета. Он может взлетать и садиться вертикально, как вертолет, а самолетный режим дает возможность перевозить грузы на большей скорости и на большее расстояние, чем традиционная вертолетная техника.
Конвертопланы, совмещающие характеристики вертолета и самолета, будут востребованы при доставке грузов в местности с плохо развитой дорожной инфраструктурой или на морские объекты. Производство этих аппаратов дешевле, чем вертолетов, и они экономичнее по топливу.
Беспилотный конвертоплан с вертикальным взлетом и посадкой “Везделет” обладает повышенным уровнем безопасности за счет изменяемой геометрии крыла и оснащен умным автопилотом. Он сможет развивать скорость свыше 100 километров в час и перевозить до 50 килограммов грузов. Время в воздухе при полной загрузке — не менее полутора часов, максимальная высота полета — четыре тысячи метров.
По замыслу конструкторов, конвертоплан оснастят двумя крыльями и восемью электрическими движителями, средний срок эксплуатации которых выше, чем бензиновых моторов.
На взлете и посадке (а также при висении) движители расположены вертикально, и “Везделет” поддерживается в воздухе за счет силы тяги пропеллеров. При переходе в самолетный режим они поворачиваются горизонтально, и БВС поддерживается в воздухе за счет подъемной силы, возникающей на крыле и стенках импеллеров. Управление осуществляется с помощью отклонения механизации крыла: на взлетном (посадочном) режимах крыло сложено и раскрывается на безопасной высоте.
Летим вперед
Стендовые испытания “Везделета” проходят на площадке Технопарка ЦАГИ с марта 2023 года. В настоящее время конструкторы аппарата отрабатывают систему автоматического управления и возможность взлета и посадки конвертоплана в автономном режиме.
“В ходе работы над машиной мы столкнулись с дефицитом на рынке отечественных производителей регуляторов оборотов электродвигателей, что повлияло на план работы по созданию аппарата. Но мы продолжаем движение вперед. Сейчас мы проводим стендовые и натурные испытания “Везделета” и его подсистем, к осени этого года планируем начать летные испытания”, – рассказал главный конструктор БАС Михаил Липатов.